Здоровьесберегающие технологии как способ повышения

познавательной активности учащихся в процессе обучения

в начальной школе

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      

 

 

                                                          Автор опыта: Остапова Татьяна Петровна

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                  Купинской средней

                                                                                  общеобразовательной школы

                                                                    Шебекинского района

                                                                     Белгородской области

 

 

 

                                             

                                                

 

 

2008 г.

 

 

 

 

Информация об опыте

Тема опыта Здоровьесберегающие технологии как способ повышения познавательной активности учащихся в процессе обучения в начальной школе.

Сведения об авторе Остапова Татьяна Петровна-учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения Шебекинского района Белгородской области

Стаж педагогической работы 21год.

Условия становления опыта

    В 2002 учебном году я начала работу по системе Н. Ф. Виноградовой. Приоритетными целями которой стали:

1) Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих  способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.

2) Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности; умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

3) Формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.(Программа)

  Направленность процесса обучения на достижение этих целей обеспечит развитие школьника – появление качественных изменений в его физическом, психическом и духовном развитии.

Работая по этой системе над формированием готовности к самообразованию, определенного уровня познавательной культуры и познавательных интересов учащихся, я заметила проявление со стороны учащихся определенной усталости, что приводило класс к высокой активности на перерывах, в группе продленного дня. Это проявлялось и на 4 уроке, когда материал с трудом поступает в нужном количестве. Нужны были новые методы работы. Я приобрела интересную книгу В. И. Ковалько « Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». Она и помогла мне решить данную проблему в течение двух лет, за 3-4 классы.

   В 2005году, приступив к работе с новым классом, я продолжила применение данного метода, так как дети, пришедшие в 1 класс, были с такими же проблемами. К тому же медицинское обследование показало, что три ученика имеют третью группу здоровья, а 50% - вторую. Я обратилась к статистике и узнала, дети, пришедшие в школу в 6-7- летнем возрасте имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 % до 12,3% , с нервно-психическими расстройствами – с 5,9%  до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9% до 16,8% . Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%. Все это оказывает особое влияние на  качество образования. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. За последнее время наблюдается снижение результативности образования, особенно в сельских школах. Причины этого в снижении числа здоровых детей, низкий уровень образования родителей, низкая материальная база школы.

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют корректировки содержательных, методических и здоровьесберегающих технологических аспектов образования.

Поэтому детей нужно учить: 1) мыслить, 2) находить и решать проблемы,  используя для этой цели знания из разных областей знаний, 3)здоровому образу жизни.

Учительскую работу строю так, чтобы способствовала развитию мыслительной деятельности учащихся, будила их инициативу, фантазию, творческий поиск, способствовала одновременно укреплению здоровья детей. Социальная среда данного класса имеет много проблем, которые мешают успешной деятельности учителя: дети по социальному положению состава семей из рабочих и не работающих членов семьи, что сказывается на материальном обеспечении учеников необходимыми школьными принадлежностями. И только 4 – представители сферы обслуживания, а 3-служащие. По уровню образования 4 родителя имеют высшее образование, 8- среднеспециальное. Остальные-среднее и неполное среднее. Социально-психологический портрет детей: только 10 детей из 19 имеют родных родителей. У 8 один родитель неродной.  5 детей из многодетных семей. Заниматься с детьми родителям некогда. Это сказывается на их воспитании, собранности и домашней подготовке. Решение проблем образования и воспитания я нашла в применении метода здоровьесберегающих технологий.

 Все это и способствовало продолжению моей работы над опытом.

Актуальность опыта

Современный школьник должен развиваться всесторонне. А. А. Никольская выделяет общие положения в главных чертах детского развития:

-развитие совершается постепенно и последовательно;

-между духовным и физическим развитием существует такая же неразрывная связь, как и между умственной, эмоциональной и волевой деятельностью, и правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоническое, всестороннее развитие;

-развитие стороны психической деятельности участвуют в процессе развития не одновременно и скорость их развития и энергия не одинаковы; развитие может идти средним ходом, либо ускоряться в зависимости от различных причин;

-нельзя искусственно форсировать детское развитие, важно каждому возрастному периоду дать «изжить себя».

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в моей  деятельности.

За 5 лет работы в школе над темой «Здоровьесберегающие технологии как способ повышения познавательной активности учащихся в процессе обучения в начальной школе» я собрала материал, которым хочу поделиться, рассказать о результативности данного опыта, о противоречиях и затруднениях, которые встречаются в массовой практике и успешно решаются в данном опыте.

Ведущая педагогическая идея

При разработке здоровьесберегающих технологий я  опираюсь на приоритетные направления деятельности учреждения.

Это  выражается через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная гимнастика, пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости,); привитие детям элементарных гигиенических навыков, проветривания и влажной уборки помещений; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью); через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие двигательных навыков); спортивно – оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии; а также в работе с семьей.

     Диапазон работы над становлением опыта: система уроков, с применением методов здоровьесбережения ( ежедневная утренняя зарядка, физминутки в процессе урока, гимнастические упражнения на каждом уроке), домашняя учебная работа (самоподготовка с соблюдением гигиенических норм), экскурсии на природу: тематические и оздоровительные , внеклассная (спортивные мероприятия: эстафеты между учащимися начальной школы, турниры по шашкам, направленные на развитие мыслительной и познавательной деятельности, всех видов памяти, и внешкольная учебная работа (оздоровительные праздники с уча

Особенности здоровьесберегающих технологий, используемые мною в начальной школе, позволяют решить одну из самых актуальнейших задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьков В системе образования очень важна правильная организация учебной деятельности.

 Больные дети – это больное будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее время физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.

Вот почему очень важно и необходимо на одно из первых мест поставить здоровьесбережение детей. Современному обществу необходимо здоровое поколение людей. Для обучения  по системе Н. Ф. Виноградовой очень важно

применение здоровьесберегающих технологий.

                                       

Технология опыта.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Цель опыта здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить  использовать  полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма  в динамике (начало- конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

На основании изложенного определена и главная цель опыта: повысить эффективность процесса обучения у младших школьников за счет средства здоровьесберегающих технологий.

Основные задачи опыта:

-формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;

-обучать школьников доступным физкультурным знаниям, умениям и навыкам, способствующим укреплению здоровья школьников;

-добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;

-воспитывать у детей любознательность, честность, творческую инициативу, способствующую развитию познавательных способностей у школьников.

      Цели здоровьесберегающих технологий определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.

Принципы здоровьесберегающих технологии:

                                     /                                                    \

               общеметодические                                 специфические

Общеметодические-это основные положения, определяющие содержание, организованные формы методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.

Принцип сознательной активности - нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышение сознательности и активности способствует применению педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления.

Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использования форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип оздоровленной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии).

Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую действительность  не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

Средства здоровьесберегающих технологий.

1.Средства двигательной направленности;

2.Оздоровительные силы природы;

3.Гигиенические факторы.                        

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это движение; физические упражнения; (Приложении №1) физкультминутки и подвижные перемены; (Приложение №4 эмоциональные разрядки и  «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная) (Приложение №1), для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры (Приложение №3); специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой (Приложение №5), своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика; тренинги и др.( Из материалов В. И. Ковалько).

Использую оздоровительные силы природы. Это оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укрепления здоровья и стимулирующих  развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение  санитарно – гигиенических требований, регламентированных СанПиНами. Осуществляю постоянный контроль по таким требованиям:  личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режим питания и сна; привитие детям элементарных навыков  при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ушибах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок учащимся с целью предупреждения инфекций (постоянный контроль медперсонала Купинской амбулатории); ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления. Расписание уроков строю с учетом требований. (Приложение №9)

Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Главное в моей работе – использование перечисленных выше средств в системе и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;  в виде реабилитационных мероприятий;  через массовые оздоровительные праздники (Приложение №6); выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно – теоретических и практических занятий в родительских лекториях.

Под методами здоровьесберегающих технологий обучения надо понимать способы применения средств, позволяющие решать задачи педагогики оздоровления.

Организация учебной деятельности в условиях

здоровьесберегающей педагогики.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения.

В системе развивающего обучения  весь процесс обучения выстраиваю через совместную деятельность педагога и учащихся, что влияет в первую очередь на успешность развития ребенка.

Игровые технологии, протекающие в специально организованных условиях по определенным правилам, разворачиваясь на деятельностной основе путями и средствами, адекватными возрасту учащихся, постепенно разовьются в учебную деятельность.

Общеизвестно, что мотивы познавательного характера, с которыми дети пришли в школу, имеют важное значение для организации учебного процесса, поскольку они помогают ребенку быстрее осваивать то, что ему интересно. К концу 1 класса большинство детей говорят о своем нежелании ходить в школу. Поэтому не случайно цель начальной школы звучит как развитие устойчивого интереса к « стране знаний». И здоровье учащихся играет здесь не последнюю роль.

Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учетом работоспособности детей (Приложение №7, №8), использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой и т. д.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся.

Интенсификация школьного обучения, повышение требований к процессу обучения требуют использования в работе с младшими школьниками эффективных средств и методов, повышающих и удерживающих на должном уровне умственную работоспособность учащихся

С целью повышения уровня учебно – воспитательного процесса постоянно изменяю условия организации младших школьников на уроках, провожу физкультминутки, а в содержание учебного материала больше вношу игровых ситуаций.

2 и 3 уроки - соответствуют периоду оптимальной устойчивой работоспособности, следовательно, максимально продуктивны. 4 урок попадает в фазу некомпенсированного утомления и является малоэффективным. В рационально составленном школьном расписании учитываю сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков использую ранговую шкалу трудности предметов. (Приложение №9)

Уроки физкультуры строю с учетом требований программы с использованием игрового подхода (В. И. Ковалько, «В помощь школьному учителю»)

Основные формы организации обучения

В современной школе классно- урочная форма обучения – основная. Классно- урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты. Каждый урок направляется  на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развивать.

Общая дидактическая структура урока имеет три компонента:

- актуализация прежних знаний и способов действий;

- формирование новых знаний и способов действий;

- формирование умений.

Основные этапы урока:

1.Постановка цели урока;

2.Проверка домашнего задания;

3.Повторение пройденного;

4.Физкультминутка;

5.Объяснение нового материала;

6.Закрепление изученного;

7.Физкультминутка;

8.Обобщение и систематизация новых знаний;

9.Контроль знаний и умений учащихся;

10.Формирование нового домашнего задания.

Основные этапы учебного процесса:

-вводные уроки;

-первичного ознакомления с материалом;

-образования понятий, установление понятий на практике;

-повторение и обобщение;

-смешанные и комбинированные уроки.

И задачи, и содержание урока, и его структура, и  методы обучения – все это направляю на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке. (Приложение №8)

Содержание программы по системе Н. Ф. Виноградовой очень много фоновых тем, что перегружает обучение в начальной школе, дети быстро устают, перестают воспринимать подаваемый учителем материал. В данной ситуации необходимо проводить физкультминутки, включать в урок дидактические игры на уроке по каждому предмету. Я собрала материал по играм (Приложение №3), физкультминуткам (Приложение №4) и использую их на каждом уроке. Это снимает напряжение, усталость у школьников.

Методы здоровьесберегающих технологий: рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, упражнения, наглядность, практический метод, познавательная игра, обучающий контроль, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.

Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

                                                                                                                                                                                                       

                                         Результативность опыта

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

А. С. Макаренко придавал особое значение вопросам преемственности в воспитании и разработал такие ее формы, как создание перспективы завтрашней радости, передача традиций старших младшим.

Начальные классы как особое звено системы воспитания и обучения детей, обращено одной стороной к дошкольным учреждениям, а другой стороной к среднему звену школы – 5-м классам. Соблюдение преемственности и перспективности требует единого подхода к воспитанию и обучению. Очень важно, чтобы воспитатели и учителя стояли на единых позициях в понимании исходных принципов, признавали их и придерживались в своей работе. Без этого не может быть ни преемственности, ни перспективы.

Если в учебном процессе будут использованы формы преемственности и перспективы в воспитании и обучении дошкольников и младших школьников, а также реализованы межпредметные связи с необходимым дидактическим обеспечением (дидактические подвижные игры и упражнения на уроках в начальных классах, физкультминутки и физкультпаузы), то эффективность учебного процесса значительно повысится, так как это будет способствовать повышению качества жизни детей младшего школьного возраста (что особенно важно, поскольку к моменту поступления в школу значительная часть детей уже имеет значительное отставание в своем физическом развитии, а также закреплению знаний по другим предметам.

Используя в своей педагогической деятельности все перечисленные формы, методы и средства работы я добиваюсь хороших результатов в обучении. Такой подход помогает ликвидировать равнодушие к предметам начального обучения, появляется интерес к учебе.

Примером являются мои результаты работы, изложенные в таблице.

 

Качество знаний учащихся

п/п

Предмет

2004-2005

2005-2006

1.

Математика

     54%

     57,5%

2.

Литературное чтение

     63%

     63%

3.

Русский язык

     50%

     54,5

 

На олимпиаде среди учащихся 4-х классов в 2005г мои ученики получили такие результаты:

1.Фоменко Валерия -3-е место по русскому языку;

2.Гузеев Антон-5-е место по математике.

Мои выпускники подтверждают свои знания в 5-х классах.

Здоровье детей не становится слабее. Они активны в работе, подвижны. 

В 2006году я начала работу с новым классом и продолжила становление опыта здоровьесберегающих технологий. Наблюдается  положительная динамика в обучении школьников. Буду стремиться к повышению качества знаний до 50% и выше. Есть дети, которые имеют одну тройку в изучении отдельных предметов по итогам четверти.

 

п/п

Предмет

2006-2007

2007-2008

1.

Математика

41%

49,5%

2.

Литературное чтение

61,5%

66%

3.

Русский язык

41%

44%

 

Содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Я организовала работу кружка «Русские шашки». Занятия в кружке способствуют развитию мышления, помогают развитию зрительной памяти, развивают интерес к данному виду спортивной игры.

Участники кружка неоднократно становились победителями в турнирных играх по русским шашкам среди учащихся 1-4 классов по МОУ «Купинская СОШ». Фоменко Валерия неоднократно занимала призовые места в районных соревнованиях по русским шашкам, заняла 4-е место в областных соревнованиях в данном виде спортивных игр.

В завершение хочу привести пример протокола сдачи контрольных нормативов 2-го класса на начало и конец 2007-2008 учебного года.

Протокол сдачи контрольных нормативов за 2007-2008 учебный год.

 

Бег 30м/с

Челночный бег 3*10м/с

Прыжок в длину с места, см

Подтягивание на высокой перекладине (мальчики) и низкой из виса (девочки)

На начало года

На конец года

1.

Асеев Даниил

6,2-5,4

10,3-9,9

135-155

3-4

Хорошо

Отлично

2.

Байдин Андрей

6,2-5,4

10,3-9,9

135-155

4-5

Хорошо

Отлично

3.

Баранов Тимур

7,4-6,2

10,8-10,3

115-140

2-3

Удовлетворительно

хорошо

4.

Долженко Ольга

6,4-6,0

10,6-10,4

130-140

2-3

Хорошо

Хорошо

5.

Досова Марина

7,5-7,3

11,3-11,0

110-120

1-2

Удовлетворительно

Удовлетворительно

6.

Кабылова Ольга

6,4-6,2

10,6-10,4

130-140

2-3

Хорошо

Хорошо

7.

Кархова Алина

7,5-6,4

11,3-10,6

110-130

1-2

Удовлетворительно

хорошо

8.

Купина Елена

7,5-7,5

11,3-11,0

110-115

1-1

Удовлетворительно

Удовлетворительно

9.

Макарчук Виктория

6,4-5,8

10,6-10,2

130-140

2-3

Хорошо

Отлично

10.

Мишнева Анна

7,4-6,4

11,0-10,5

120-130

1-2

Удовлетворительно

Хорошо

11.

Новиков Игорь

7,4-6,2

10,8-10,3

115-135

1-2

Удовлетворительно

Хорошо

12.

Остапенко Алексей

7,4-6,2

10,8-10,3

115-135

1-2

Удовлетворительно

Хорошо

13.

Петров Николай

5,6-5,5

9,9-9,8

155-160

4-5

Отлично

Отлично

14.

Сотников Алексей

6,2-6,0

10,3-10,2

135-140

2-3

Хорошо

Хорошо

15.

Толстой Роман

6,2-6,0

10,3-10,1

135-140

2-3

Хорошо

Хорошо

16.

Тонких Анна

7,5-7,3

11,3-11,1

110-120

1-1

Удовлетворительно

Удовлетворительно

 

                                                                                                                                           

 

                                          Библиографический список:

 

1.Ковалько В. И., Здоровьесберегающие технологии, М. «ВАКО», 2004г.,295с.

 

2.В. И. Ковалько «В помощь школьному учителю. Поурочные разработки    по  физкультуре. Игровой подход», М. « ВАКО», 2006г.

 

3.Кучма В.Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К., Руководство по гигиене и

охране здоровья школьников, М., 2000г.

 

4.Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа 21 века», М., Изд. ц. « Вентана – Граф».

 

5.Радюк Е. А., «Игровые модели досуга и оздоровления детей», Изд.

«Учитель»,2008г., 207с.2002г.

 

6В. И. Ковалько, Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу», М., «ВАКО», 2008год

 

 

                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                          

                                                                                                 


Приложение №1

Общеразвивающие упражнения

 

1.Ходьба с подниманием руки вверх и опусканием вниз, хлопки.

Текст. Только в лес мы все зашли,

           Появились комары.

           Руки вверх – хлопок над головой,

           Руки вниз – хлопок другой.

2.Ходьба на внешней и внутренней стороне ступни с покачиванием влево, вправо.

Текст. Дальше по лесу шагаем

           И медведя мы встречаем.

           Руки за голову кладем

           И вразвалочку идем.

3.Прыжки с ноги на ногу по «камешкам».

Текст. Снова дальше мы идем,

           Перед нами водоем.

           Прыгать мы уже умеем,

           Прыгать будем мы смелее:

           Раз- два, раз- два –

           Позади уже вода.

4.Бег («ручеек») между разложенными на полу предметами («камешками»).

Текст. День и ночь бегу, бегу,

           Отдохнуть бы – не могу!

           Если мне остановиться,

           Может море испариться.

5.Ходьба с подниманием рук.

Текст. Мы шагаем и шагаем,

           Руки выше поднимаем,

           Голову не опускаем,

           Дышим ровно, глубоко.

6.Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.

Текст. Вдруг мы видим: у куста

            Выпал птенчик из гнезда.

            Тихо птенчика берем

            И назад в гнездо кладем.

7.Бег на носках.

Текст. Впереди из – за куста

            Смотрит хитрая лиса.

            Мы лисицу обхитрим,

            На носочках побежим.

8.Прыжки на двух ногах.

Текст. Зайчик быстро скачет в поле.

            Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке, непоседы – ребятишки.

 

 

 

Комплекс общеразвивающих упражнений по одному

«в движении» «Тик – так».

 

1.На четыре шага руки в стороны и вверх, на четыре шага – руки в стороны и вниз.

2.Руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Ходьба, высоко поднимая колени. (Касаться ладоней).

3.Руки за спиной. Ходьба, поворачивая туловище в сторону выставляемой вперед ноги.

4.Ходьба выпадами, широко размахивая руками.

5.Ходьба с хлопками в ладони: под правую ногу хлопок сзади внизу, под левую – впереди вверху.

6.Прыжки на обеих ногах с продвижением вперед.

 

Комплекс общеразвивающих упражнений

с гимнастическими палками «Деревца».

1.Основная стойка, палка горизонтально вниз. Поднять палку вверх, слегка прогнуться, смотреть на палку; вернуться в исходное положение.

2.Стойка ноги врозь, палка на лопатках. Наклоны туловища влево и вправо.

3.Основная стойка, палка сзади вниз. Наклон вперед, палку вверх; вернуться в исходное положение.

4.Стойка ноги врозь, палка горизонтально за спиной (в сгибах локтей ). Повороты туловища влево и вправо.

5.Основная стойка, палка горизонтально перед собой. Не меняя положения рук, сесть и выпрямить ноги в коленях; так же, не касаясь руками и палкой пола, встать.

6.Стойка на носках, левая нога впереди, руки на пояс, палка на полу между ногами. Прыжки, меняя положение ног.

 

                              Комплекс упражнений с малыми мячами «апельсин».

1.Мяч в левой руке. Руки в стороны вверх, мяч – в правую руку, руки через стороны вниз.

2.Руки вверху, держим мяч двумя руками. Наклон вперед, положили мяч на землю между ногами, выпрямились, руки вверх; наклонились, взяли мяч и вернулись в и.п.

3.Мяч в правой руке. Ударили в землю мячом так, чтобы он подпрыгнул до высоты груди, поймали его двумя руками.

4.Мяч в левой руке. Наклоняясь в левую, переложили мяч за спиной в правую руку, вернулись в и. п.

5.Стоим, руки вперед, мяч в левой руке. Приседаем и, опуская руки вниз, переложили мяч под бедрами в правую руку, вернулись в и.п.

6.Прыжки. Перепрыгиваем мяч, лежащий на полу. 7.Ходьба на месте.

 

 

                                                                                             Приложение №2

Гимнастические упражнения на уроках в начальной школе

1.Силачи.

   -Ходьба друг за другом, свободно размахивая руками.

   -Ходьба с высоким подниманием коленей, руки на поясе.

   -Ходьба.

   -Непродолжительный бег.

   -Ходьба и перестроение в круг для выполнения общеразвивающих  

    упражнений.

2. «Покажем, какие мы сильные»

   И.п.- ноги на ширине плеч, руки к плечам, пальцы сжаты в кулак, смотреть  

   прямо.

   -руки в стороны, пальцы выпрямить, ладони вниз;

   -с напряжением, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки (10-12 раз);

3. «Тук-тук»

    И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.

   1-3-наклониться вперед, со словами «тук-тук» постучать правым кулаком о

    левый;

    4-выпрямиться, руки на пояс, хорошо прогнуться - вдох;

     При повторении левым кулачком постучать о правый (4-6 раз);

4. И.п.- лечь на живот, ноги вместе прямые, руки согнуты;

     1-2-поднять руки вверх - в стороны; поднять ноги, прогнуться - вдох;

     3-4-возвращаемся в исходное положение-выдох (8 раз)

5.Успокаивающая ходьба.

     -Ходьба на месте.

     -Ходьба «змейкой» со сменой направления.

Комплекс утренней гимнастики без предметов.

1. Разминка.

   -Ходьба и ее разновидности (с высоким подниманием коленей, руки на поясе; ходьба в полуприседе, руки в стороны; ходьба с поочередными наклонами туловища в сторону, руки в стороны).

   -Бег.

2. Упражнения.

  1) -«Посчитаем пальчики».

  2)-«Покачаем руками».

   И.п.- ноги на ширине плеч параллельно, руки внизу, отведены назад.

   1-4- раскачивание рук вперед-назад, поднимая их все выше и выше (5-6раз)

  3)-«Погреемся».

    И.п.- ноги на ширине плеч, руки в стороны, ладонями к верху.

     1-со словами «раз» поворот туловища влево, руками обхватить себя за плечи (ноги с места не сдвигать).

     2-повернуться прямо, руки в стороны - вдох (3 раза в каждую сторону).

  4) «Присядем пониже»

    И.п.- о.с., руки в стороны.

    1-2-со словом «присели» присесть, руками обхватить колени, голову

    наклонить вперед.

    3-4-выпрямиться, руки в стороны, хорошо прогнуться - вдох (4-5 раз).

 5) «Стройные березки».

    И.п.- о.с.

    1-2- подняться на носки, поднять руки через стороны вверх, посмотреть на

     них.

    3-4- опуститься на всю ступню, руки через стороны вниз (3-4 раза).

  6) «Веселый мячик».

     И.п.- о.с., руки на поясе.

    На 8 счетов прыжки на месте, легко на носках.

    На 8 счетов – ходьба на месте.

3.Заключительная часть.

   -Ходьба на месте.

   -Упражнение на внимание.

     Хлопок-смена направления.

 

                                                                                        

                                                                                                 

 

 

Приложение №3

Игры на уроках обучения грамоте (чтение и письмо).

Тема: «Звуки /х/,/х/;/н/,/н/. Буквы Х; Н,н

Игра «Хомка».

Цель: упоражнять детей в четком произношении звуков/х/,/х/.

Содержание: Все стоят по парам в кругу.

Ведущий читает стихотворение, ученики за ним повторяют и выполняют движения по смыслу текста:

                                                Хомка-хомка, хомячок

Полосатый бочок

Хомка раненько встает

Щечки моет,

Шейку трет,

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку

1-2-3-4-5

Хомка хочет сильным стать

  Ведущий указывает любую пару, из которой один убегает, другой - догоняет. В другие пары становиться можно изнутри круга, а позадистоящий игрок убегает.

  В конце игры: Как мы смеемся?

  -Ха-ха-ха!

 

Тема: «Звуки /б/,/б/. Буквы Б, б.»

Игра «Белка»

Дидактическая задача: упражнять детей в четком произношении звуков.

Содержание: Ученики говорят хором:

  Белка сушит сыроежки,

Лапкой с ветки рвет орешки.

Все запасы в кладовой

Пригодятся ей зимой

  По окончании стихотворения все бегут врассыпную по залу и собирают отдельно грибы и орехи.

  В конце каждая команда подсчитывает собранные «запасы»: 1 команда - орехи, 2 команда – грибы.

 

 

Игры на уроках обучения математике.

С целью закрепления знаний по математике использую подвижные игры с дидактической направленностью: «Математический бег», «Вызов номеров», «Фигуры», «Борьба номеров» и др. Эти игры направлены на практическое овладение математическими знаниями и выполнение простейших видов анализа и синтеза. Двигательный аспект подвижной игры с дидактической направленностью стимулирует закрепление математического материала, который может быть представлено как множество предметов с их разнообразными свойствами. Использование игровой формы при работе с математическим материалом приводит к тому, что дети на фоне положительных эмоций и радости движений постепенно осознают значимость логических отношений без заучивания каких-либо правил и определений.

« Игра «Не скажу».

 

Содержание: Игроки садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя при этом числа по порядку, но вместо нечетных чисел говорят «не скажу!».

Например: не скажу,2, не скажу, 4, не скажу,6.

Игра «Быстро занять места!»

Содержание: Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быстро занять места!» Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку (по возрастанию, по убыванию; слева – четные, справа – нечетные).

Игра «Передай кубик»

 

Цель: закрепить знания последовательности чисел.

Содержание: На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик.

По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с называнием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с названием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число.

Ряд, закончивший передачу первым, побеждает.

Игра повторяется 2-3 раза.

 

Игры на уроках окружающего мира.

 

Игра «Правильно – неправильно»

Содержание: Ученики располагаются по кругу, учитель стоит в центре и дает детям задания, если задание правдоподобно, то участники игры имитируют его в движении, если не видно, то игроки в приседе хлопают ладошами по коленям.

Например:     Птица летит – верно;

                        Змея ползает – верно;

                        Попугай смеется – неверно;

                        Лягушка квакает – верно;

                        Корова мяучет  неверно и т. д.

Игра «Земля, вода, огонь, воздух».

Содержание: Ученики становятся в круг, в середине его становится водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слова земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-нибудь рыбы; на слово «Огонь! Все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему. Ошибающийся игрок выбывает из игры.

Игра «Белки, орехи, шишки»

Содержание: Играющие рассчитываются по три. Первые номера – белки, вторые – орехи, третьи – шишки. Каждая тройка (белка, орех, шишка) берется за руки, образуя кружок. Водящий стоит в середине площадки. Руководитель кричит: «Белки!» - и все играющие, названные белками, должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если он сумеет это сделать, то становится белкой, а оставшийся без места – водящим. По команде «Орехи!» или «Шишки!» меняются местами другие игроки. В разгар игры можно подать команду: «Белки, орехи, шишки!» Тогда все игроки должны поменяться местами.

 

 

Приложение №4

Физкультминутки на уроках в начальной школе

1.Раз, два, три, четыре, пять - все умеем мы считать.

   Отдыхать умеем тоже: руки за спину положим,

   Голову поднимем выше и легко-легко подышим.

   А потом поднимем ножки и побегаем немножко.

   Пошагаем, потанцуем, в воздухе мечту нарисуем,

   А потом присядем и тихонько сядем.

 

2.Паровозиком все станем и рукой плечо достанем.

   Паровозик нас везет, с ветром мы играемся.

   Вместе нам всегда легко, друг другу улыбаемся.

   Мы приехали домой. Возле парты станем

   И обеими руками мы Луну достанем.

   А потом присядем дружно-

   Будем делать то, что нужно.

 

3.Отдыхать пришла пора,

   Ждет веселая игра.

   Повторяй за мной движения,

   Но без промедления.

   Влево, вправо, вправо, влево

   Поворачивай умело.

   Ножками потопаем,

   Ручками похлопаем.

   Сели, встали, сели, встали,

   Наконец-то мы устали.

   А теперь присядем 

   И тихонько сядем.

 

4.Начинаем физзарядку, выполняем по порядку:

   Вправо, влево повернемся - раз- два, раз – два,

   А потом к полу нагнемся – раз- два, раз-два.

   Влево, вправо наклоняемся и друг другу улыбаемся.

   Вместе весело шагаем - раз-два, раз-два.

   Дружно прыгать начинаем – раз-два, раз-два.

   Ровно дышим, глубоко, ноги ставим широко.

   А потом подпрыгнем – хлопнем,

   Повторим разок, другой.

   И в конце физкультминутки

   Мы подвигаем ногой.

   Дружно все присядем и тихонько сядем.

 

 

      Приложение №5

Оздоровительная физкультура в начальной школе.

  Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат, и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.

  Первое и важное условие правильного дыхания – дышать нужно через нос.

  При дыхании через нос холодный воздух согревается, освобождается от пыли. Кроме того, сухой воздух в носу увлажняется, а выделения слизистой оболочки носа губительно влияют на микробы, находящиеся в воздухе. Таким образом, в глубокие  дыхательные пути воздух поступает очищенным от пыли и микробов, согретым и влажным. Дыхание же через рот в холодную погоду, во время занятий лыжной подготовкой может вызвать охлаждение дыхательных путей и повлечь за собой простудные заболевания.

В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.

Правила дыхания при выполнении общеразвивающих

упражнений:

1.     Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад – делаем вдох.

2.     Свели руки перед грудью и опустили вниз – выдох.

3.     Наклонили туловище вперед, влево, вправо – делаем выдох.

4.     Выпрямляем или прогибаем туловище назад – вдох.

5.     Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди – выдох.

6.     Опустили ногу, отвели назад, выпрямили из приседа – делаем вдох.

 

Если при выполнении упражнения сложно определить начало вдоха и выдоха дышим равномерно, не задерживая дыхание

 

Список скороговорок для дыхательных упражнений.

А мне не до недомогания.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

Во мраке раки шумят в драке.

Мила мыло не любила, мыло Мила уронила.

От топота копыт пыль по полю летит.

Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

У елки иголки колки.

Упражнения для исправления нарушений осанки.

1.При плоской спине.

   -наклоны назад, прогнувшись из положения стоя на коленях;

   -лежа на животе, закатив руками ступни, пытаться подтянуть их к голове

    («корзиночка»); тоже поочередно правой, левой ногой;

   -стоя на правой, левую захватить за ступню и, сгибая ее в колене, пытаться

     оттянуть назад – вверх; тоже другой ногой;

   -мост из положения лежа;

   -висы прогнувшись на гимнастической стенке;

   -смешанные висы прогнувшись.

2.При увеличенном грудном изгибе.

   -стоя на коленях, руки вдоль туловища, наклониться назад, прогибаясь,

     достать руками пятки;

   -стоя на коленях наклонить туловище вправо, доставая правой рукой пятку

    левой ноги; то же в левую сторону;

   -лежа на животе прогнувшись кружение вытянутыми в стороны руками.

 

Упражнения на релаксацию

Расслабление мышц плечевого пояса:

       -роняем руки;

       -трясем кистями;

       -стряхиваем воду с пальцев;

       -поднимаем и опускаем плечи;

       -твердые и мягкие руки;

       -мельница.

 

 

        Приложение №6

Праздник здоровья в начальной школе.

                    (Игры, загадки, скороговорки, стихи)

1.Игра «Это я, это я, это все мои друзья» (Игра на внимание).

 Содержание: Дети слушают вопросы. Если ответ отрицательный, то дети молчат, а если положительный – отвечают фразой: «Это я, это я, это все мои друзья!» В игре есть ловушки, в которые попадаются ребята, и это вызывает смех.

                    Кто ватагою веселой

 Каждый день шагает в школу?

 

 Кто из вас, из малышей,

 Ходит грязный до ушей.?

 

 Кто одежду «бережет»,

 Под кровать ее кладет?

 

 Кто из вас не ходит хмурый,

 Любит спорт и физкультуру?

 

 Просыпаюсь утром рано

 Вместе с солнышком румяным,

 

 Заправляю сам кроватку,

 Быстро делаю…(зарядку)

2.Загадки.

1)Кто в дни болезней всех полезней

  И лечит нас от всех болезней?

                                              (Доктор)

 

2)Стоит он в баночке в аптечке,

   Коричневый, пахучий.

   А на локтях и на коленях

   Он желтый и шипучий.     (Йод)

 

3)Горькой бывает, сладкой бывает,

   Ойкают дети, ее запивая.

 

4)Я под мышкой посижу и что делать укажу:

   Или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Термометр)

 

5)Тянусь я тонким столбиком по трубке из стекла,

   Сжимаюсь я от холода, расту я от тепла. (Ртуть в градуснике)

6)Если мы растем на ели,

   Мы на месте, мы при деле,

   А на лбах у ребятишек никому не нужно…(Шишек.)

7)На носу, как на ладошке,

   Мы сидим не для загадки.

   Наши маленькие дужки

   Цепко держатся за ушки,

   Для того чтобы зрачки

   Вдаль смотрели сквозь…(Очки).

 

8)Горшок умен, семь дырочек в нем. (Голова).

 

9)Чтобы в цель попасть не раз,

   Зоркий требуется…( Глаз).

 

10)Вот гора, а у горы две глубокие норы.

     В этих норах воздух бродит,

     То заходит, то выходит. (Нос).

  

11)Их не сеют, не сажают,

     Они сами вырастают. (Волосы).

 

12)Есть у каждого лица

     Два красивых озерца.

     Между ними есть гора.

     Назови их, детвора. (Глаза, нос).

 

13)Если ты удивишься, они поднимутся.

     Если ты рассердишься, они сдвинутся. (Брови).

 

14)Когда он к нам приходит,

     То в сказку всех уводит.

     А солнышко взойдет-

     Он сразу и уйдет. (Сон).

 

15)Когда мы едим – они работают.

     Когда не едим – Они отдыхают.

     Не будем их чистить – они заболят. (Зубы).

 

                     

                    17)Вокруг двух озер камыш растет.(Ресницы).

                                                                                                                                   

3. Правила дорожного движения.

4. Страничка поэзии.

          1) Доктор, доктор, как нам быть:

               Уши мыть или не мыть?

               Если мыть, то как нам быть: Часто мыть или пореже?...

               Отвечает доктор:

              - Еже!-

              Отвечает доктор гневно:

              -Еже-еже-

              Ежедневно!   ( Э. Мошковская).

 

           2) Доктора не бойтесь, дети

               Он добрее всех на свете.

               С ним давно знакома я:

               Это мамочка моя! ( Г. Виеру)

 

             3)Йод хороший, йод не злой.

                Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»-

                Чуть завидев с йодом склянку

                Йод порой, конечно жжет,

                Но быстрее заживет

                Йодом смазанная ранка. (В. Лунин)

 

             4)           Про неряху.

                Шагает неряха по улице,

                Солнышко тучкою хмурится.

                Хмурятся люди.

                А птицы молчат-

                Петь для неряхи они не хотят.

                Вот положение!

                Просто беда.

                Здесь мыло поможет,

                Поможет вода.

                Мама неряху купает в корыте.

                Солнце из тучки смеется.

                Глядите!

                Водой окатили грязнулю.

                И вдруг птицы запели.

                Улыбки вокруг. (В. Коркин)

 

               5)         Неряха.

                 Тротуар ему не нужен:

                 Расстегнувши воротник,

                 По канавам и по лужам

                 Он шагает напрямик.

                   Он портфель нести не хочет,-

                   По земле его волочит.

                   Сполз ремень на левый бок.

                   Из штанины вырван клок.

                   Мне признаться непонятно-

                   Что он делал? Где он был?

                   Как на лбу возникли пятна

                   Фиолетовых чернил?

                   Почему на брюках глина?

                   Почему фуражка блином?

                   И расстегнут воротник?

                   Кто он – это ученик? ( В. Лифшиц)

 

               6)       Мой руки.

                  Не видали разве

                  На руках грязь вы?

                  А в грязи живет зараза,

                  Не заметная для глаза.

                  Если , руки не помыв, 

                  Пообедать сели мы,   

                 Вся зараза эта вот

                 К нам отправится в живот.

                 Грязные руки грозят бедой.

                 Чтоб хворь тебя не скосила,

                Будь аккуратен:

               Перед едой мой руки мылом!

               Будь аккуратен, забудь лень,

              Чисть зубы каждый день. (В. Маяковский)

 

 

 

Приложение  №7

 

Тема: «Правописание безударной гласной в корне».

Цели: отрабатывать умение проверять безударный гласный в корне слова, подбирать.

однокоренные слова;

развивать орфографическую зоркость;

развивать речь учащихся;

развивать память, мышление;

развивать творческие способности учащихся при организации

дифференцированной

самостоятельной работы учащихся;

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам.

 

Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, листы для письма, цветные карандаши, музыка П.И. Чайковского (« Осень»)аблица словарных слов на тему: « Огород»,  корзина с яблоками, желтые листья, загадки, слова на карточках.

 

1.Ход урока. Звучит музыка П. И. Чайковского « Осень».

Дети вместе с учителем  выполняют движения падающих листьев.

                              У. Вот и прозвенел звонок,

                                   Значит начался урок.

                                   Мы тихонько сядем дружно

                                   И будем делать все, что нужно.

(Оформление начала работы в тетради, проверка положения за столом, правила держания ручки.)

2. Сообщение целей урока.

    У. Прозвучала музыка П. И. Чайковского «Осень».

        -Какое настроение у этой мелодии: веселое или грустное?

         Несмотря на грустное настроение мелодии, я желаю всем хорошего настроения.

         Сегодня каждый получит оценку. И чем внимательнее и старательнее вы будете  работать на уроке, тем лучше будет оценка.

         Чему мы будем учиться, вы узнаете из учебника, прочитав название темы в уроке №35.

Все: « Учимся писать безударные гласные в корне».

     У. А значит мы будем учиться писать и проверять безударную гласную в корне, думать и говорить, вспоминать и запоминать.

3.Чистописание.

 

У. У каждого человека есть любимое время года.

   -Какое время года любите вы?

   -Какое время года сейчас?

   -Я люблю осень. Как вы думаете, почему?

   -Думаю и вам нравится осень, когда можно вдоволь поесть сочных яблок, груш,  грибов,                                              много чего еще. Вот почему я пригласила на урок осень. Чувствуете ее присутствие?     

      ( На доске появляется рисунок осени.)

 -Найдите транскрипцию этого слова.

 /осэнь/, /осен/, /осэн/, /осин/

-Как правильно записать это слово? Запишем его по буквам.

-Выделим каждое соединение, чтобы записать слово осень красиво.

 Ос, се, ен, нь

-Запишем все слово: осень, осень, осень, осень

-Выделим опасное место: безударная гласная е.

-Письменно докажем, что надо писать букву е:

 осенний - осень ( выделяем ударение, подчеркиваем безударную гласную е, выделяем  корень).

4.Работа над словосочетанием.

   1)Составьте словосочетание со словом осень.

 ранняя осень

 поздняя осень

 золотая осень

   -Кто медленно пишет, можно записать одно словосочетание.

   2)Самостоятельно составьте и запишите словосочетание со словом осенний.

 осенний наряд

 осенний лист

 осенний день

5.Работа с предложением.

   1)Составьте предложение со словом осенний наряд. (Устно)

   2)Письмо под диктовку.

              Деревья надели осенний наряд.

 -Выделите ударение в каждом слове.

 -Назовите слова с проверяемой безударной гласной. Подчеркните их.

               дерево- деревья

               осень сенний

 -Назовите другие орфограммы ( опасные места).

   деревья азделительный мягкий знак

   осенний – двойная согласная буква нн

 -Найдите главные слова и подчеркните их.

 -А теперь проверим свою работу.

6.Физкультминутка на внимание.

       У. Мы сейчас будем выполнять зрительный диктант. Осень хочет вам в этом помочь, настроить ваше внимание. Все встали и выполняем те упражнения, которые я буду вам показывать. ( Руки в стороны, вперед, вверх и т. д. Одновременно показываю другие движения рук).

 -Осень и я надеемся, что во время диктанта вы будете более внимательны.

7.Зрительный диктант.

    Птицы улетели на юг.

  -Подчеркните главные слова.

  -В каком слове есть проверяемая безударная гласная?

  -Запишите транскрипцию слова юг. \ йук\   

  -Выполним устно анализ звуков этого слова.

8.Словарная работа.

    1) У. А как быть, если нельзя проверить безударную гласную?

         Такие слова надо запомнить или обращаемся к орфографическому словарю.

     У. Мы уже многие слова знаем, запомнили их. Назовем некоторые из них.

          Сегодня осень предлагает вам свои слова. Прочитайте их внимательно, так, как они  записаны. Запомните их и приготовьтесь писать их по памяти.

    

2) Письмо по памяти: огород, капуста, морковь, помидор, огурец, салат, горох,  Картофель

  У. Какие слова записали? Подчеркните буквы, которые нельзя проверить правилом.

       Проверьте их, слова с ошибками пропишите и запомните их.

       Вспомните правило, как проверить безударную гласную в корне.

  3) А как связаны с осенью эти слова? (Карточка: сентябрь, ноябрь, октябрь).

      Назовите их в порядке следования.

      Сентябрь и октябрь мы уже знаем, как писать, а ноябрь сегодня научимся писать.

      Расскажите про каждый месяц.

   Сентябрь - ранняя осень, октябрь – середина осени, а ноябрь – поздняя осень. Скоро наступит поздняя осень. Но у нас еще есть время полюбоваться золотой порой осени.

9.Найти ошибки.

1) Осень принесла с собой письмо, которое получила сегодня от второклассников. Она обнаружила три ошибки, огорчилась, но исправлять не стала. Предлагает это сделать вам. Хочет проверить умеете ли вы находить ошибки других.

 Здравствуй, дорогая осень! Я люблю тебя за то, что ты делаешь природу кросивой, одиваешь деревья в золотой наряд. И угощаешь всех яблоками, грушами, гребами.

-Слова с ошибками запишите правильно вместе с проверочным словом.

2) Беседа о грибах.

    -Как правильно собирать грибы, чтобы не навредить природе?

     ( Рассматривают открытки с грибами)

10. Творческая работа.

      -Осень хочет и от вас получить письма, в которых вы расскажете ей, любите ли вы ее или нет. И за что?

     -Письмо будете писать на листочках, которые вы подарили осени на уроке рисования , с изображением осеннего дерева.

     -Вспомним: из чего состоит рассказ?

     - Расскажите правило написания предложения.

11.Домашнее задание.

    -Ребята, а ландыши имеют отношение к осени?

    -Надо ли их рвать в букеты?

    -Ландышами можно только любоваться. Как в песне поется:

                            Не рвите цветы, не рвите.

                            Пусть будет нарядной земля.

                            А вместо букетов дарите

                            Васильковые, незабудковые

                            И ромашковые поля.

-Рвать ландыши нельзя. Они записаны в Красную книгу, а значит могут исчезнуть.

Но вам надо списать текст №2, стр. 84 .Эту работу вы выполните дома. Все по заданию.

 

12. Итог урока.

 Прежде, чем скажем осени « До свидания!», подведем итог урока.

-Чему учились на уроке?

-Что узнали нового?

-Хорошо ли вели себя на уроке?

    Осень, прощаясь с нами, угощает всех яблоками. Хочет, чтобы все были сильными и здоровыми. Ведь в яблоках много витаминов необходимых каждому организму, особенно детскому. Надо каждый день есть овощи и фрукты.

    Осень принесла нам много загадок, которые мы разгадаем на классном часу. А некоторые из них выучим, чтобы загадать другим.

 

                                  Снова звучит музыка П. И. Чайковского.

                           

                                                

                               

 

 

 

Приложение №8

              КОНСПЕКТ  УРОКА

ПО  ОСНОВАМ  БЕЗОПАСНОСТИ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: « Курение».

Цели урока: 1.Рассказать учащимся о вредном влиянии на организм.

                      2.Рассказать о безопасных и интересных способах проведения 

                         досуга.

Оборудование: плакат «Органы дыхания человека», рисунки с изображением курящих людей, тетради, цветные карандаши.

 Ход урока.

1.Оргмомент.      Доброе утро! Сегодня опять

                              Будем с зарядки его начинать.

                              Встанем дружно, улыбнемся

                              И зарядкою займемся.

2.Зарядка.  Дружно все шагаем.

                    Прыгать начинаем.

                    Вновь шагаем и шагаем.

                    Наклоняться начинаем.

                    Вправо, влево, вправо, влево

                    Наклоняемся умело.

                    Ручками похлопали,

                    Ножками потопали.

                    А теперь присядем дружно

                    И будем делать все, что нужно.

     А нужно прочитать текст, который лежит у каждого на столе.

3.Чтение текста «Никотин и табак».

        Никотин – химический компонент табачных листов. Это психоактивное вещество, влияющее на работу мозга и организма в целом и вызывающее привыкание. Никотин – Яд, его никогда не принимают в чистом виде. В основном люди вдыхают никотин при курении.

        Табачный дым, кроме никотина, содержит еще сотни химических веществ, включая смолы и окись углерода. 43 вещества, содержащиеся в табачном дыме, могут привести к образованию рака. Фильтры уменьшают количество вдыхаемых веществ, но не устраняют их. Никотин в форме сигарет – второе после алкоголя по распространенности психоактивное вещество.

4.Беседа.

-О чем говорится в тексте?

-Что вы узнали о никотине и табаке?

-Было ли у вас когда-нибудь во рту что-нибудь ужасно невкусное?

-Что это было?

-Будете ли вы пробовать это еще раз?

   У. Табак – это вещество, неприятное на вкус. Люди употребляют его потому, что он содержит никотин – вещество, вызывающее привыкание.

5.Сообщение целей урока.

-Сегодня вы узнаете о том, почему вредно курить. Как страдают злостные курильщики от воздействия на организм никотина.

-Вы узнаете о более интересных способах провождения времени.

6.Слушание рассказа « Действие табачного дыма на организм человека».

            Постоянное курение сопровождается бронхитом, вызывает хроническое раздражение голосовых связок, сказывается на тембре голоса.

            В результате поступления дыма в легкие кровь в альвеолярных капиллярах вместо того, чтобы обогатиться кислородом, насыщается угарным газом, что приводит к кислородному голоданию. Синильная кислота хронически отравляет нервную систему. Аммиак раздражает слизистые оболочки, снижается сопротивляемость легких различным инфекционным заболеваниям, в том числе туберкулезу. Самое пагубное действие на организм человека при курении оказывает никотин. Это сильный яд, смертельная доза никотина для человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела. Согласно данным ВОЗ, ежегодно во всем мире от болезней, связанных с курением, умирает 2,5 млн, человек.

          Дурная привычка курения у детей вызывает задержку роста, приводит к снижению физической и умственной работоспособности.

Болезни курильщиков.

 а) рак губы, рта, горла, пищевода, гортани, легких;

 б) сердечно – сосудистые заболевания;

 в) респираторные заболевания;

 г) заболевания пищеварительной системы.

Пассивное курение и его последствия.

    Курение наносит огромный вред не только организму курильщика, но и организму окружающих его людей. В окружающую среду уходит 50% табачного дыма, который вдыхают люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком, это явление называется пассивным курением. При пассивном курении некурящий человек нередко страдает больше, чем курящий. Ученик, который вынужден постоянно находиться в комнате, где курят взрослые, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, что в дальнейшем приводит к снижению успеваемости.                           

7.Продолжение работы по теме урока.

    1) Беседа.

-Знаете ли вы, какие вещества содержатся в табачном дыме? Определим основные компоненты табачного дыма по словарю.

Словарь.

Никотин- это яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание.

Смолы- это названия нескольких веществ, которые образуются при горении табака.

Угарный газ-это один из ядов, содержащихся в табачном дыме.

Привыкание- это состояние, при котором кажется, что бросить курить невозможно.

     У. Сегодняшний урок посвящен информации о никотине.

         Никотин: 1)является ядом;

                          2)влияет на работу мозга;

                          3)приводит к привыканию;

                          4)затрудняет доставку кислорода к мышцам и сердцу;

                          5)учащает сердцебиение.

           Поэтому курящие люди не могут бегать, быстро начинают задыхаться, их сердцу

           тяжело, оно страдает и болеет.

Органы дыхания.

У. -На какие органы влияет табачный дым?

     -Что с ними происходит?

Д. –Дым сигарет делает зубы и пальцы курильщиков желтыми;

    -Изо рта курильщика плохо пахнет;

    -Курящий плохо различает вкус еды;

    -Дым сигарет загрязняет легкие и вызывает кашель;

    -Никотин затрудняет работу сердца, ускоряет пульс;

    -Курящий человек становится раздражительным, напряженным.

8.Физкультминутка. Мы курить, друзья не будем.

                                   Мы зарядку не забудем.

                                   Все выходим на зарядку

                                   Выполняем по порядку:

                                   1-2-3-4-

                                   Все поставим ноги шире.

                                   5-6-7-8-

                                   Об одном здоровье просим:

                                   Нас нигде не подводи,

                                    На зарядку выводи.

                                    Будем бегать, прыгать мчаться.

                                    Будем в играх развлекаться.

                                    А сейчас играть пора.

                                    За работу, детвора.

9.Игра «Кто больше?». Кто больше запишет на листочках, чем можно заниматься в свободное время, когда тебе скучно и т. д. Работа в группах.

(Через 2-3 мин. Проверяем, отмечаем наилучшие варианты.)

    У. –Какие еще последствия, кроме вреда здоровью, имеет курение?

    Д.- Одежда и волосы курильщиков плохо пахнут;

        -Курение – частая причина пожаров;

        -Курение – это причина ссор подростков с их родителями;

        -На сигареты тратится много денег;

        -В помещении появляется стойкий, неприятный запах;

    У. –Почему же многие люди курят?

    Д. –Потому что трудно бросить курить;

         -Никотин вызывает привыкание.

    У. –Разумно не начинать курить вообще. Для того, чтобы участвовать во многих интересных делах и событиях, нужно хорошо себя чувствовать, быть здоровым и сильным. Курение несовместимо со спортом, поэтому большинство спортсменов не курят.

  Давайте подсчитаем, сколько стоит выкуривание по одной пачке сигарет в день в течение года.

                    Например, 365 дней по 10 рублей в день = 3650 рублей.

                 

    Подумайте, что можно купить на эти деньги?

10.Итог урока.

        - Что нового узнали на уроке?

        -Какие факты были интересны?

        -Какой вывод для себя вы сделаете после данного урока?

 

Вывод: Вести здоровый образ жизни. Заниматься спортом. Спорт и курение  несовместимы!

 

 

Приложение№9

 

Шкала трудности предметов для младших классов

 

п/п

Предмет

Балл

1

Математика

       8

2

Русский язык

       7

3

Природоведение

       6

4

Литературное чтение

       5

5

История

       4

6

Рисование и музыка

       3

7

Труд

       2

8

Физкультура

       1

            

 

Понедельник                      Вторник                     Среда

Математика                         Окружающий мир       Русский язык

Английский                         Русский язык               Чтение

Православная культура      Физкультура                Математика

Информатика                      Чтение                          ИЗО и ХТ

 

Четверг                                Пятница                    Суббота

 Русский язык                       Русский язык             Математика

ОБЖ                                      Окружающий мир     Чтение        

Английский                          Математика                Физкультура

Физкультура                        ИЗО и ХТ                     Русский язык

Hosted by uCoz